История рельсовых автобусов в России

 
Что такое рельсовые автобусы, «Гудок» попросил рассказать заведующего лабораторией перспективного автономного тягового подвижного состава ВНИИЖТа Валентина Азаренко:

– Когда в нашей стране появились первые рельсовые автобусы?
– Создание компактных силовых установок подвагонного расположения обусловило в последние годы появление во многих странах значительного количества легких одно-, двух- и трехвагонных дизель-поездов, которые получили название рельсовых автобусов, или РА.

Эта моторвагонная единица с двумя кабинами управления быстро стала популярной. Особенно привлекательны они на малодеятельных неэлектрифицированных участках железных дорог с небольшим объемом пассажиропотока.

Проблема перевозки пассажиров на малодеятельных участках российских железных дорог особенно остро обозначилась в конце 90-х годов прошлого века. Решалась она с помощью нескольких сотен вагонов дизель-поездов устаревшей конструкции. Ежедневно на линию выходили поезда, ведомые маневровыми и магистральными локомотивами, например, типа ТЭП70, в составе которых было от одного до трех вагонов.

В 1997 году одному из старейших вагоностроительных заводов страны – ЗАО «Метровагонмаш» было заказано создание одновагонного рельсового автобуса. Первый образец вагоностроители создали в габарите вагона метрополитена, остальные – в габарите пассажирского вагона 1ВМ. Над проектом работали практически все отраслевые НИИ. В частности, ВНИИЖТ определил основные технические требования к новому подвижному составу.

Подвагонное компактное расположение двигателя и силовой передачи позволило использовать практически весь объем вагона для пассажирского салона и кабины машиниста. Число мест для сидения в вагоне с кабиной управления – 75, без кабины – 80.

Количество вагонов определяется конкретными условиями эксплуатации и требованиями заказчика.

Моторный вагон, кроме кабины управления, состоит из кузова с пассажирским салоном. Масса его тары – не более 42 т, а прицепного вагона – не более 35 т. Длина – около 22 м, диаметр новых колес по кругу катания – 860 мм.

– Какие достоинства у РА перед пригородными поездами?
– По сравнению с пассажирским подвижным составом рельсовые автобусы имеют определенные преимущества. Эксплуатационные расходы при использовании РА в сравнении с дизель-поездами значительно снижаются.

При нагрузке на ось до 15 т значительно уменьшается воздействие на путь, что также снижает затраты на его содержание. Применение коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали для изготовления кузова не требует окраски вагонов.

Малая масса вагона и применение гидравлической передачи создают хорошие динамические разгонные характеристики. Применение гидротормоза создает комфортные условия движения и существенно снижает износ тормозных колодок и бандажей колесных пар. В конечном итоге это увеличивает ресурс узлов рельсового автобуса и снижает расходы на восстановление.

Пневматическое подвешивание кузова с регулированием уровня пола помогло создать дополнительные условия для комфорта пассажиров и экипажа, а микропроцессорная система диагностики и управления с запоминающим устройством облегчила работу машиниста.

Мы рассматриваем создание и освоение производства рельсовых автобусов с подвагонным оборудованием, электрической или гидродинамической тяговой передачей мощности и микропроцессорными системами управления, безопасности и диагностики как один из важных этапов переоснащения сети железных дорог новым пригородным подвижным составом.

Сегодня на РА устанавливаются двигатель и передача немецкого производства (дизель MTU (EURO II) мощностью 315 кВт с ресурсом работы до первого капитального ремонта 18 тыс. час.).

– Создают ли аналогичные двигатели отечественные заводы?
– Рельсовый автобус дал толчок развитию двигателестроения, ориентированного на легкий железнодорожный транспорт с подвагонным расположением двигателя и передачи. На предприятии «Барнаултрансмаш» создали дизельный двигатель марки 6Д6Н с горизонтальным расположением цилиндров. Он был установлен на одном из образцов рельсового автобуса, испытанных на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа. Но его мощность недостаточна.

Более мощный горизонтальный двигатель изготовили на санкт-петербургском объединении «Звезда», которое еще в апреле 2004 года добилось включения своего предприятия в реестр основных поставщиков ОАО «РЖД». Предприятие спроектировало и построило за свой счет первый отечественный подвагонный двигатель М721, он по мощности приближается к немецкому, которым оборудованы практически все рельсовые автобусы


Похожие статьи
  • Только новый подвижной состав
  • Швеция Исходная ситуация
  • Поезд Х2000
  • Опытный поезд ICE V
  • Поезд ATPRD AVE S120
  • Поезд ICE-TD
  • Локомотивные и поездные бригады
  • Поезд AVE S100
  • Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поездов
  • Поезд ICE2
  • Поезд Talgo Pendular
  • Перспективы развития пассажирского сообщения в России
  • Первый отечественный дизель-электропоезд
  • «Цеппелин на рельсах»
  • Поезд Talgo II
  •  


    » В Китае Министерство высокоскоростных железных дорог сн ...
    » Пригородные поезда перекрасят в новые цвета
    » Эксперты поставили под сомнение безопасность высокоскор ...
    » Перспективы развития пассажирского сообщения в России
    » Французский скоростной поезд TGV установил мировой реко ...
    » Сверхскоростной поезд «Сокол» нашел последнее пристанищ ...
    » В Нижнем Новгороде состоялась презентация поезда класса ...
    » Alstom – наиболее результативный производитель высокоск ...
    » Опытный поезд ICE V
    » Дорога в Сочи станет короче
    » Планы и перспективы развития Bombardier Transportation ...
    » «Укрзалізниця» выбирает вагоностроителей
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » История рельсовых автобусов в России
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезд ...
    » Размышления о высокоскоростных магистралях в России
    » Усиление земляного полотна для высокоскоростных магистр ...
    » Поезд Talgo Pendular
    » Высокоскоростной поезд «Сапсан» установил новый рекорд ...
    » Первый отечественный дизель-электропоезд
    » Минтранс с Минпромэнерго планируют ускорить российские ...
    » Пригородные поезда
    » Скоростной поезд "Аллегро"
    » Итальянский Pendolino
    » Высокий уровень «Тверского вагоностроительного завода»
    » Направление развития – высокоскоростные магистрали
    » Только новый подвижной состав
    » РЖД интегрируют Россию в Европу
    » Высокоскоростные поезда загрязняют атмосферу меньше
    » Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
    » Для тех, кому не нужно в Хельсинки
    » Пути и платформы
    » От аэропорта Нарита до Токио запустят новый скоростной ...
    » Швеция Исходная ситуация
    » Спальные поезда
    » Типы билетов
    » Станции и вокзалы высокоскоростной сети
    » Инфраструктурное опережение
    » Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. №99 «О критериях ...
    » Финансирование проекта север — юг
    » Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поез ...
    » Самые известные скоростные поезда в мире
    » В Италии появятся новые высокоскоростные поезда
    » Железные дороги России после вступления в ВТО
    » Поезд ICE2
    » TGV во Франции
    » Развитие высокоскоростных железных дорог в России
    » «Сименс» не катит
    » Поезд AVE S100
    » Поезд ICE1.
    » Поезд ICE3
    » Новый электровоз переменного тока типа ДС3 на дорогах У ...
    » РЖД и Трансмашхолдинг присмотрели себе нового стратегич ...
    » Подшипники SNR продолжают ставить мировые рекорды
    » «Цеппелин на рельсах»
    » Высокоскоростной поезд "Аллегро"
    » Компания Alstom запускает новый болид “AGV”.
    » Поезд Talgo II
    » Поезд Talgo XXI
    » Немецкий ICE
    » Скоростное железнодорожное движение Санкт-Петербург–Хел ...
    » Перестройка и ускорение
    » Поезд Talgo 350 AVE S102
    » Локомотив для Гитлера и скоростной поезд 50-х годов в м ...
    » Siemens удовлетворяет российский спрос на высокоскорост ...
    » Поезд ATPRD AVE S120
    » РЖД: осторожно с Китаем
    » ВСМ по-российски
    » Попробовать «Альстом» на зуб
    » Скорость не ради скорости
    » Во Франции завершено испытание высокоскоростного поезда ...
    » Планируемый дебют NTV
    » Франция хочет строить дорогу Москва-Питер
    » Жертвы «Сапсана»
    » Скорые поезда
    » Локомотивные и поездные бригады
    » Высокоскоростные поезда
    » Поезд Velaro E AVE S103
    » Высокоскоростной коридор север — юг в Италии
    » Скорость нас объединит
    » При участии государства
    » Петербург и Москву свяжут высокоскоростные поезда
    » Поезд Х2000
    » «Сапсан» смог преодолеть капризы русской зимы
    » Высокоскоростные поезда против авиации
    » Поезда в Европе
    » Поезд ICE-TD
    » Высокоскоростные поезда Мадрид - Барселона
    » Китайский «Хэсе»
    » Региональные поезда
    » На скоростные поезда AVE продано 800 000 билетов со ски ...
    » В Японии сошел с рельсов скоростной поезд
    » Международные перевозки скоростными поездами
    » Японский Shinkansen