Усиление земляного полотна для высокоскоростных магистралей

 
Строительство высокоскоростных магистралей – важная часть железнодорожной «Стратегии-2030». Валерий Грицык рассказал «Гудку» о технических решениях, которые при этом необходимо реализовать.

– Валерий Иванович, почему вопрос усиления верхнего строения пути становится все более актуальным?
Хозяйством пути и сооружений много внимания уделяется оздоровлению земляного полотна, отмене предупреждений, снижающих скорости движения, сокращению протяженности пути с деформациями земляного полотна, которые сейчас составляют до 7% сети. Это приобретает все более важное значение, поскольку требования к состоянию железнодорожного пути и земляного полотна существенно повышаются в связи с ростом нагрузок и скоростей движения поездов.

Сейчас происходит повышение экономической эффективности железных дорог, увеличение удельной массы перевозимых грузов. Выпускаются подвижной состав нового поколения с большой грузоподъемностью, мощные локомотивы для длинносоставных поездов, двухъярусные платформы с контейнерами для транзитных перевозок, двухэтажные пассажирские вагоны. Динамическое воздействие поездов на путь значительно возрастает до 32 тонн на ось и более. Содержание пути крайне осложнится, если не усиливать его конструкцию. Другой важный фактор – значительное повышение скоростей движения: для грузовых поездов до 120-160 км/ч, для пассажирских при скоростном движении до 200-250 км/ч, при высокоскоростном – до 350 км/ч, что уже реализуется в странах Европы.

– Какие дополнительные требования возникают при укладке верхнего строения пути для высокоскоростных магистралей?
– Перспективная стратегия ОАО «РЖД» предусматривает строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Санкт-Петербург (скорость до 350 км/ч), в то же время к зимней Олимпиаде в Сочи (2014 год) должна быть готова скоростная магистраль Москва–Адлер, на которой будут обращаться поезда фирмы Siemens. Для скоростного подвижного состава нужны кривые радиусами 3-5 км, ровность пути после шлифовки до 0,2 мм/м, упругие осадки пути не должны быть более 2 мм. В связи с этим необходимо проводить подготовку пути – усиление жесткости основания верхнего строения, то есть подбалластной зоны.

– Расскажите о европейском опыте укладки пути для ВСМ, что может быть полезно для РЖД?
– Во Франции на пути с рельсами UJC-60, на железобетонных шпалах и балластном основании реализована скорость 574 км/ч. Сеть высокоскоростных магистралей стремительно растет, охватывая Италию, Испанию, Англию, Бенилюкс, Скандинавские страны. Скоростная магистраль из Финляндии достигла станции Выборг в России. Следует отметить, что верхнее строение пути на европейских ВСМ укладывают на два слоя: песчано-гравийный и щебеночный. Каждый слой разравнивают с точностью до сантиметра. Затем уплотняют виброкатками для придания необходимой прочности. После укладки рельсошпальной решетки и добавления щебня пропускают динамический стабилизатор. Такая технология обеспечивает долговременную стабильность балластной призмы, способствует уменьшению упругих деформаций и достижению ровности пути. При необходимости улучшают свойства и состояний грунтов обработкой цементом, известью, введением в конструкцию защитных слоев пенопласта, железобетонных плит, асфальтобетона. На итальянских железных дорогах в технологических процессах предусматривается полив битумом основной площадки перед укладкой нового щебеночного материала.

– Как достичь надежности верхнего строения пути ВСМ?
– Надежность верхнего строения обеспечивается, в первую очередь, стабильностью подбалластной зоны. Как показали испытания во ВНИИЖТе, существенное влияние на упругую осадку пути оказывает грунтовая среда. Аналитические расчеты, выполненные в РГУПСе, показывают, что с увеличением жесткости подбалластной зоны существенно уменьшаются вертикальные перемещения (упругие осадки). Повышение жесткости достигается прежде всего использованием для насыпей песчаных грунтов или наличием в верхней части насыпей защитных слоев из песчаных и песчано-гравийных смесей. Такой способ эффективен для строящихся линий ВСМ. При этом в выемках необходима вырезка глинистых грунтов в подбалластной зоне и замена на песчаные, песчано-гравийные.

– Какие еще методы усиления подбалластной зоны, на ваш взгляд, являются эффективными?
– На эксплуатируемых и реконструируемых под высокие скорости и нагрузки линиях использование защитных слоев, тем более большой толщины (до 1 м и более), затруднительно, особенно при выполнении работы в «окно». Поэтому все большее распространение получают методы усиления основной площадки подбалластной зоны синтетическими материалами. Возможно применение также минеральных, органических или химических реагентов.

– Какая работа ведется РГУПСом по данному вопросу?
– Используя российский и зарубежный опыт, в РГУПСе подготовили конструктивные технические решения по усилению подбалластной зоны покрытиями с использованием органических (битумных) вяжущих. В прошлые годы, когда я работал в Уральском отделении ВНИИЖТа, на железных дорогах Урала мы разрабатывали и применяли способы технической мелиорации с использованием минеральных и органических вяжущих, полимерных смол, латекса. Тогда мы уложили на пучинах самые первые пенопластовые покрытия на сети дорог (ст. Восточная и Камышлов). Сейчас на железных дорогах укладывают более 40 тыс. куб. м полистирола. Кроме того, разработали технологию изготовления асфальтобетонных плит для покрытия откосов и русел водотоков. Противопучинные асфальтовые покрытия применяли на станции Челябинск. Теперь в РГУПСе мы разработали варианты усиления: поливом битумом и пропиткой старогоднего щебня, укладкой битумосинтетического, асфальтового и асфальтобетонного покрытия, омоноличивание балластной призмы и др., реализуемые при капитальных ремонтах пути. Выбор способов для усиления подбалластной зоны определяется конкретными условиями магистрального пути или стрелочных переводов на станциях. Разработан альбом противодеформационных конструкций.

На Северо-Кавказской дороге применяли битумосинтетическое покрытие и асфальтобетонное покрытие. Наблюдения показали, что такое усиление подбалластной зоны наряду с функцией разделительного слоя обеспечивает армирование, гидроизоляцию, исключающую избыточное увлажнение грунта с сохранением его высокой прочности, и соответственно регулирование величины упругих осадок пути.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы использования данных технологий?
– Актуальность этих мер возрастает в связи с усилиями департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» по увеличению финансирования и расширению фронта работ при капитальном ремонте и реконструкции железнодорожного пути, комплексной реконструкции инфраструктуры железных дорог. Вместе с тем следует отметить, что во временном положении о проведении реконструкции верхнего строения пути, комплексной реконструкции железнодорожного пути и комплексной реконструкции железнодорожной инфраструктуры обеспечению стабильности железнодорожного полотна уделяется недостаточное внимание.


Похожие статьи
  • Скорость нас объединит
  • Дорога в Сочи станет короче
  • Направление развития – высокоскоростные магистрали
  • Финансирование проекта север — юг
  • Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
  • Alstom – наиболее результативный производитель высокоскоростных поездов в м ...
  • Высокоскоростной поезд «Сапсан» установил новый рекорд скорости
  • Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезда, Россия»
  • Перспективы развития пассажирского сообщения в России
  • Планы и перспективы развития Bombardier Transportation в России
  • Станции и вокзалы высокоскоростной сети
  • Опытный поезд ICE V
  • При участии государства
  • Швеция Исходная ситуация
  • РЖД интегрируют Россию в Европу
  •  
    Что такое экспресс кредит credit24.ru.

    » В Китае Министерство высокоскоростных железных дорог сн ...
    » Пригородные поезда перекрасят в новые цвета
    » Эксперты поставили под сомнение безопасность высокоскор ...
    » Перспективы развития пассажирского сообщения в России
    » Французский скоростной поезд TGV установил мировой реко ...
    » Сверхскоростной поезд «Сокол» нашел последнее пристанищ ...
    » В Нижнем Новгороде состоялась презентация поезда класса ...
    » Alstom – наиболее результативный производитель высокоск ...
    » Опытный поезд ICE V
    » Дорога в Сочи станет короче
    » Планы и перспективы развития Bombardier Transportation ...
    » «Укрзалізниця» выбирает вагоностроителей
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » История рельсовых автобусов в России
    » Безрельсовый струнный транспорт над Тайгой
    » Реализация проекта «Высокоскоростные и скоростные поезд ...
    » Размышления о высокоскоростных магистралях в России
    » Усиление земляного полотна для высокоскоростных магистр ...
    » Поезд Talgo Pendular
    » Высокоскоростной поезд «Сапсан» установил новый рекорд ...
    » Первый отечественный дизель-электропоезд
    » Минтранс с Минпромэнерго планируют ускорить российские ...
    » Пригородные поезда
    » Скоростной поезд "Аллегро"
    » Итальянский Pendolino
    » Высокий уровень «Тверского вагоностроительного завода»
    » Направление развития – высокоскоростные магистрали
    » Только новый подвижной состав
    » РЖД интегрируют Россию в Европу
    » Высокоскоростные поезда загрязняют атмосферу меньше
    » Железнодорожная карта России: ожидаемые перемены
    » Для тех, кому не нужно в Хельсинки
    » Пути и платформы
    » От аэропорта Нарита до Токио запустят новый скоростной ...
    » Швеция Исходная ситуация
    » Спальные поезда
    » Типы билетов
    » Станции и вокзалы высокоскоростной сети
    » Инфраструктурное опережение
    » Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. №99 «О критериях ...
    » Финансирование проекта север — юг
    » Краткий обзор истории европейских высокоскоростных поез ...
    » Самые известные скоростные поезда в мире
    » В Италии появятся новые высокоскоростные поезда
    » Железные дороги России после вступления в ВТО
    » Поезд ICE2
    » TGV во Франции
    » Развитие высокоскоростных железных дорог в России
    » «Сименс» не катит
    » Поезд AVE S100
    » Поезд ICE1.
    » Поезд ICE3
    » Новый электровоз переменного тока типа ДС3 на дорогах У ...
    » РЖД и Трансмашхолдинг присмотрели себе нового стратегич ...
    » Подшипники SNR продолжают ставить мировые рекорды
    » «Цеппелин на рельсах»
    » Высокоскоростной поезд "Аллегро"
    » Компания Alstom запускает новый болид “AGV”.
    » Поезд Talgo II
    » Поезд Talgo XXI
    » Немецкий ICE
    » Скоростное железнодорожное движение Санкт-Петербург–Хел ...
    » Перестройка и ускорение
    » Поезд Talgo 350 AVE S102
    » Локомотив для Гитлера и скоростной поезд 50-х годов в м ...
    » Siemens удовлетворяет российский спрос на высокоскорост ...
    » Поезд ATPRD AVE S120
    » РЖД: осторожно с Китаем
    » ВСМ по-российски
    » Попробовать «Альстом» на зуб
    » Скорость не ради скорости
    » Во Франции завершено испытание высокоскоростного поезда ...
    » Планируемый дебют NTV
    » Франция хочет строить дорогу Москва-Питер
    » Жертвы «Сапсана»
    » Скорые поезда
    » Локомотивные и поездные бригады
    » Высокоскоростные поезда
    » Поезд Velaro E AVE S103
    » Высокоскоростной коридор север — юг в Италии
    » Скорость нас объединит
    » При участии государства
    » Петербург и Москву свяжут высокоскоростные поезда
    » Поезд Х2000
    » «Сапсан» смог преодолеть капризы русской зимы
    » Высокоскоростные поезда против авиации
    » Поезда в Европе
    » Поезд ICE-TD
    » Высокоскоростные поезда Мадрид - Барселона
    » Китайский «Хэсе»
    » Региональные поезда
    » На скоростные поезда AVE продано 800 000 билетов со ски ...
    » В Японии сошел с рельсов скоростной поезд
    » Международные перевозки скоростными поездами
    » Японский Shinkansen